Что делать если страховая мало выплатила по ОСАГО

Маленькая выплата: что делать?

Ваши действия в первую очередь будут зависеть от того, кто предъявил вам требование о доплате и каким образом.

Сперва потерпевший или страховщик могут просто позвонить или направить досудебное требование. Это даже лучше, есть больше времени на осмысление ситуации и поиск доказательств со своей стороны.

Доказательствами в этом случае могут быть фотографии или видеозапись, которую вы сделали на месте ДТП, где будет видно, какие повреждения были получены в ДТП. А нужны они потому, что требования скорее всего будут основаны на экспертизе истца и его фотографиях. Спорить с ними можно, только имея другие доказательства иного размера ущерба. Также можно попробовать запросить экспертизу или калькуляцию, на основании которых вам предъявляют конкретную сумму.

Многие ошибочно полагают, что у потерпевших или СК есть обязанность приглашать виновника на осмотр и экспертизу поврежденного автомобиля, но это не так. Такое приглашение может поступить только по их доброй воле.

Если будут заявлены регрессные требования, то нужно в первую очередь смотреть, на каком основании они предъявляются. Законно ли такое требование.

Когда дело уже в суде, тогда в первую очередь нужно идти в суд и знакомиться со всеми материалами дела. Фотографировать каждый лист дела, чтобы знать, какие требования предъявляются и на основании чего. Ну а дальше уже действовать по ситуации, исходя из материалов дела.

Все мы знаем, что денег много не бывает, но требования так или иначе должны быть обоснованы. Обосновать свои финансовые претензии потерпевший может тем, что страховщик либо выплатил мало, либо совсем ничего не выплатил.

И здесь всё достаточно просто – если страховая компания заплатила в полном объёме на основании расчётов по Единой методике, то далее спрос доплаты только с виновника ДТП по разнице между расчётом с учётом износа и без износа. Если же это страховщик не доплатил (что показывает результат экспертизы), то спрос и с него, и с виновника.

Но не исключен случай, когда страховщик ремонтировал авто, но потерпевший доплачивал за ремонт из своего кармана.

Если потерпевший доплачивал сам при направлении на ремонт, то в суде необходимо давить на то, что при ремонте не могут использоваться б/у или низкокачественные материалы, а страховщик обязан произвести ремонт качественно, сертифицированными (оригинальными) деталями в полном соответствии с технологией завода изготовителя. Поэтому и доплата потерпевшего, возможно, была необоснована.

По закону страховое возмещение в форме денежной выплаты производится за вычетом суммы износа заменяемых деталей, узлов, агрегатов. Максимально, износ может быть равным 50%.

Важно еще понимать, что стоимость ремонта, рассчитанная в соответствии с Законом об ОСАГО, может отличаться от рыночной стоимости ремонта. В таком случае сумма требований потерпевшего будет еще больше, так как он будет требовать не только износ, а всю разницу. Более детально данный вопрос мы рассмотрели в статье про требования разницы износа с виновника.

После выплаты страховщика потерпевший может сделать еще и свою экспертизу, которая будет более подробной и отражать все возможные повреждения. Тогда сумма ущерба будет больше выплаты. В таком случае правильно судиться еще и со страховщиком, на предмет доплаты, а не только с виновником ДТП.

Страховая компания может вообще отказать потерпевшему в выплате. Тут многое зависит от причин отказа. Но ключ в том, законно или нет был дан отказ.

Ведь, если виноват страховщик, то судиться нужно с ним. Но тут судебная практика 2020 года говорит о том, что суд обязан привлекать страховщика к участию в деле, если в итоге иск будет подан только к виновнику ДТП.

Если был ремонт

В случае возмещения ущерба в натуре страховщик оплачивает восстановительный ремонт на СТОА. Но на станции у потерпевшего могут попросить доплатить за ремонт.

Предлагаем ознакомиться  Определение страхового случая в медицинском страховании

Доплатив, потерпевший может попробовать взыскать данную сумму с виновника. В таком случае необходимо детально разбираться в материалах и доказательствах, так как здесь много тонкостей, не ясно, на каком основании и за что доплачивал потерпевший, законно или его просто обманули на станции.

Одним из первых документов, оформляемых при ДТП, является справка. Она составляется сотрудником Государственной автомобильной инспекции непосредственно на месте происшествия. Именно на ее содержание необходимо обратить внимание владельца пострадавшего транспортного средства. Подробный перечень вышедших из строя деталей и повреждений автомобиля, может стать доказательством понесенного ущерба в случае обращения пострадавшего в суд.

Если страховая компания не доплатила владельцу авто сумму не превышающую 20 тысяч рублей, в суд обращаться не стоит. Затраты, связанные с процессом, могут превысить размер компенсации. В случае значительного занижения размера выплаты, пострадавший должен сделать следующее:

  • получить у компании официальный документ о страховом случае (акт);
  • второй раз провести независимую экспертизу транспортного средства;
  • направить досудебную претензию.

Эти действия помогут не только в случае «мирного» решения вопроса, но и при подаче на страховщика иска в суд.

Порядок действий

Итак, если вы видите, что компания не выплатила и половины тех средств, которые вы потратили или планируете потратить на ремонт, вам нужно:

  • получить от страховой расчет выплат;
  • обратиться в бюро независимой экспертизы, чтобы там провели повторные расчеты;
  • подайте в страховую компанию досудебную претензию, составленную на основе результатов независимой экспертизы;
  • если претензия не возымела действия над страховщиками, подавайте иск в суд на взыскание полной суммы ущерба и всех полагающихся штрафов за невыполнение своих обязанностей.

Теперь распишем каждый из этих пунктов подробно.

Получение акта о страховом случае и калькуляции

Сумма, предлагаемая компанией к выплате, определяется в акте о страховом случае и соответствующей ему калькуляции. Получение этих документов пострадавшим позволит ему оспорить решение, принятое страховщиком, и даст возможность покрыть все понесенные убытки.

Акт и расчет являются реальным подтверждением результатов проведенной независимой экспертизы. Поэтому страховые компании неохотно представляют эти формы. Право на получение акта о страховом случае оговорено в правилах ОСАГО. Нарушение пункта 71 даст пострадавшему еще один повод для жалоб на страховщика.

Чтобы получить копии документов необходимо:

  1. Написать в страховую компанию заявление о предоставлении таковых.
  2. Направить его письмом с уведомлением или отнести лично в офис страховщика. Лучше сделать копию заявления и попросить ответственного сотрудника компании поставить на нем отметку о получении с указанием даты.
  3. При отказе в предоставлении акта и калькуляции стоит обратиться за помощью к квалифицированному юристу.

После того, как страховая компания выдала копию требуемых документов, необходимо тщательно проверить правильность расчетов. Это позволит выявить пункты, в которых указаны неверные данные. Размер компенсации может быть занижен в результате следующих нарушений:

  • в акте отражены не все неисправности, полученные автомобилем в аварии;
  • занижена стоимость некоторых видов работ и запасных частей;
  • вовсе не указана цена материалов;
  • учтены не все ремонтные работы, необходимые для восстановления транспортного средства.

Все эти пункты можно оспорить, доказать неправоту страховой компании и получить от страховщика сумму, соответствующую реальным затратам на ремонт авто. Единственное исключение: если расчет выполнен верно и указанная в акте сумма приблизительно равна стоимости восстановительных работ, оспаривать решение СК бесполезно.

Где и как получить акт о
страховом случае

Копию расчета по выплатам или акта о страховом случае в страховой компании обязаны выдать вам в течение трех дней после вашего письменного обращения.

В том случае, если сумма указана без учета износа и приблизительно соответствует тем затратам, которые понесла потерпевшая сторона, то любые дальнейшие действия не будут иметь значения — суд откажет в удовлетворении вашего иска. Это связано с тем, что сумма выплат по ОСАГО как раз учитывает износ деталей.

Предлагаем ознакомиться  Какая страховая компания выплачивает ущерб при дтп

При обращении в суд для взыскания с компании суммы, недоплаченной по страховому случаю, необходимо предоставить ее расчет. Размер требуемой компенсации состоит из следующих затрат:

  1. Стоимость ремонтных работ и материалов, указанная оценщиком в акте проведенной еще раз независимой экспертизы.
  2. Суммы, потраченные на отправку заказного письма.
  3. Расходы на независимую экспертизу.
  4. Размер потери товарной цены автомобиля, если таковая имеется.

https://www.youtube.com/watch?v=N8bOt_aPjAQ

Из полученной суммы вычитают выплату, положенную страховой компании. Еще одна приятная неожиданность: возможность получить от страховщика не только желаемую компенсацию, но и штраф, размер которого составит 50% от исковой суммы. Его получение регламентировано Постановлением № 17 от 28.07.2012 года.

Можно потребовать возмещение морального ущерба. Но этот вид компенсации выплачивают только при подаче дополнительного иска на виновника дорожно-транспортного происшествия.

Важную
роль при отстаивании своих прав в получении реального страхового возмещения
будут иметь два документа – акт о страховом случае и отчет независимой
экспертизы. Если страховая
выплатила мало денег и сумма компенсации явно несоразмерна ущербу от ДТП,
необходимо официально обратиться в страховую компанию с запросом о выдаче
указанного акта.

Правила ОСАГО предусматривают, что в каждом случае обращения за выплатами должен составляться акт о страховом случае, акт осмотра с указанием стоимости ремонтно-восстановительных работ. Как правило, акт осмотра составляется оценщиком, назначенным страховой компании,  а его заключение носит заведомо заниженный характер.

Что делать если страховая мало выплатила по ОСАГО

Что делать, страховая мало выплатила по ОСАГО,
а владелец машины уже фактически выполнил ремонт? В этом случае, с помощью автоюриста,
необходимо получить на руки акты о страховом случае и осмотре поврежденного
транспортного средства, после чего установить следующие обстоятельства:

  • проверить
    соответствие характера и вида повреждений, указанных в акте, с реальным
    положением дел (для этого рекомендуется еще до проведения ремонта получить
    заключение независимой автоэкспертизы, провести съемку всех повреждений);
  • убедиться,
    что страховая компания произвела расчет без учета износа автомобиля, а также не
    учла утрату товарной стоимости машины (именно указанные факты нередко являются
    основными причинами занижения суммы выплат);
  • проверить
    соответствия нормо-часов на проведение ремонта по акту, перечень всех
    необходимых видов работ;
  • убедиться,
    что в актах указаны реальные цены на запасные детали, детали и расходные
    материалы;
  • посмотреть,
    указан ли полный перечень запасных частей, деталей и материалов в актах.

В подавляющем большинстве случаев занижение выплат происходит по указанным выше причинам. Установить такой факт путем простого изучения документа, как правило, затруднительно или попросту невозможно. Для этого необходимо провести сравнение с реальными данными о стоимости восстановительного ремонта. Получить их можно через независимую экспертизу по ОСАГО.

Проведение повторной независимой экспертизы

Выявление в акте и калькуляции ошибок может стать основанием для осуществления еще одной независимой экспертизы. Право на ее проведение имеют только те компании, которые обладают соответствующей лицензией и разрешением. Процедура выполняется за счет владельца транспортного средства. Чтобы взыскать со страховой компании потраченные средства, необходимо сохранить все платежные документы.

Для транспортных средств, срок службы которых не превышает 5 лет, рассчитывается размер потери товарной стоимости авто в результате ремонта. Полученную сумму включают в акт о проведении экспертизы и взыскивают со страховщика.

Уведомление страховой компании о месте и времени осуществления повторной независимой экспертизы – обязательное условие осуществления этой процедуры!

Досудебная претензия

Досудебная претензия составляется для того, чтобы взыскать со страховой недостающие средства. Это своего рода предупреждение — или вы доплачиваете по хорошему и мы расходимся, или придется подавать на вас в суд.

После получения нового акта оценки ущерба, понесенного в результате аварии, и соответствующего расчета необходимо составить досудебную претензию. Этот документ пишется на имя директора страховой компании. В нем указываются следующие данные:

  • номер страхового полиса;
  • регистрационные данные транспортного средства;
  • информация о владельце;
  • причина обращения к страховщику;
  • сумма компенсации и желаемый результат;
  • дата подачи и контактные сведения.

К претензии прикладываются копии всех имеющихся документов: оценочный акт, расчет стоимости понесенного ущерба, чеки и квитанции, подтверждающие цену ремонта и другие затраты.

Предлагаем ознакомиться  Уехал с места ДТП - что делать и какое наказание грозит?

Исковое заявление в суд

Если в течение 10 дней от СК никакого ответа на претензию не последовало, подавайте иск в суд. Причем в зависимости от взыскиваемой суммы иск нужно подавать либо:

  • мировым судьям (до 50 тысяч);
  • районный суд.

Из документов вам понадобятся:

  • все документы на ТС;
  • документы, подтверждающие личность;
  • копии акта осмотра и страхового случая;
  • результаты повторной экспертизы;
  • ваши требования на отдельном листе.

Сумму искового заявления рассчитать довольно просто: указываете во сколько вам обошлись ремонт, независимая экспертиза, обращение к юристам, почтовые расходы. Вычитаете из полученной суммы выплату от СК. Кроме того, опытный адвокат поможет вам «сбить» со страховой возмещение морального ущерба, которое может составлять до 50% от суммы невыплаченных средств.

Досудебная претензия

Параллельно с проведением повторной независимой экспертизы и подачей досудебной претензии можно написать жалобу на страховую компанию и направить ее в Российский Союз Автостраховщиков (РСА) и в Росстрахнадзор (ФССН).

Крайняя и самая эффективная мера, при помощи которой в 99% случаев пострадавший получает желаемую сумму компенсации – направление в судебный орган искового заявления. Подготовку документов можно начинать параллельно с подачей жалоб в Федеральный орган, Союз Автостраховщиков и предоставлением в СК досудебной претензии.

Страховая мало платит

Ведение судебного дела, касающегося получения реальной суммы компенсации от страховой компании, лучше доверить квалифицированному юристу. Конечно, обращение в специализированную фирму повлечет за собой дополнительные финансовые расходы, но это оправданные затраты. К тому же их можно будет вернуть, представив судье соответствующие документы.

От размера исковой суммы зависит, в какой орган обратится пострадавший:

  • более 50 тысяч – в районный суд;
  • менее 50 тысяч – в мировой суд.

Для предоставления иска нужно собрать следующий пакет документов:

  1. Исковое заявление.
  2. Два акта: об осмотре автомобиля и о страховом случае.
  3. Документы на транспортное средство.
  4. Расчет стоимости понесенного ущерба на отдельном листе.
  5. Отчет или расчет, составленный независимым экспертом.
  6. Копии справок и других документов из Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

Исковое заявление составляется в соответствии с нормами Гражданского Кодекса. В нем излагаются все обстоятельства происшествия, действия истца и его требования. Желательно, чтобы действия пострадавшего соответствовали условиям договора о страховании. Каждый пункт претензий, предъявляемых истцом страховщику, должен иметь ссылку на определенную статью или норму законодательного акта Федерации.

Выплаты по автомобилю, находящемуся в кредите или лизинге

Страховая компания выплачивает только сумму, оставшуюся по кредиту после его ежемесячного частичного погашения. Поскольку страховой полис был оформлен на весь размер займа и выплаты по нему производились соответственно, страхователь (владелец пострадавшего автомобиля) вправе потребовать от страховой компании компенсации полной стоимости транспортного средства. Банк погашает кредитную сумму, а оставшиеся средства перечисляет гражданину, оформившему этот заем.

Компания-страховщик вычитает из суммы компенсации размер премии за весь период действия полиса. Если он выписан на несколько лет, то денежных средств, полученных от страховщика, не хватит даже на погашение кредита. Поэтому страховой полис лучше оформлять ежегодно.

Решение вопросов, связанных с возмещением страховой компанией недоплаченных сумм, лучше доверить компетентному юристу.

Советы страхователю

Что делать если страховая мало выплатила по ОСАГО

Осуществлять ремонт машины лучше после получения денег от страховщика. Это позволит сделать повторную независимую экспертизу и доказать неправомерность действий компании. Если автомобиль все-таки восстановлен, а заключение эксперта не устраивает пострадавшего, можно провести оценку повреждений по подробным фотографиям. Их необходимо сделать до обращения на СТО.

Не стоит выбрасывать платежные документы, способные подтвердить расходы на материалы, работы, услуги эксперта или юриста. Они могут понадобиться в суде. Восстанавливать машину нужно только в сервисах, имеющих официальную государственную регистрацию и обладающих соответствующими разрешительными документами.

Не нужно опускать руки, если страховая компания заплатила по ОСАГО сумму, которая не соответствует реальным затратам. Пострадавший может получить положенную компенсацию мирным путем или через суд. Это займет некоторое время, но требования владельца полиса будут обязательно удовлетворены!

Оцените статью
Правознавство
Adblock detector