Страховая компания выплатила мало по ОСАГО: что делать?

Возможный объем требований компенсации

Компания, с которой клиент заключил договор о составлении полиса ОСАГО, должна при наступлении тех или иных случаев выплатить ему компенсацию. Она может доходить до 400 тысяч рублей. Именно на такой объем финансовой помощи может надеяться субъект при наступлении страхового случае, когда был причинен ущерб жизни и здоровью, а также были нанесены какие-либо повреждения автомобилям.

Возможные страховые случаи Объем компенсации
При причинении ущерба жизни и здоровью нескольким пострадавшим 240 тысяч рублей
При причинении ущерба жизни и здоровью лишь одного человека 160 тысяч рублей
При нанесении вреда имуществу нескольких человек 160 тысяч рублей
При нанесении вреда имуществу лишь одного человека 120 тысяч рублей

Очень важно также обратить внимание на некоторые факторы, влияющие на принцип осуществления выплат по полису ОСАГО страховой компанией. К примеру, сумма компенсации зависит от износа деталей транспортного средства. Он в свою очередь определяется посредством анализа года выпуска автомобиля, а также его пробега.

Он напрямую будет влиять на сумму полученной финансовой помощи от страховщика.

Для определения того, какие повреждения получила машина в результате страхового случае, а какие обрела в процессе своей эксплуатации, может только лишь квалифицированный опытный эксперт после диагностики всех имеющихся повреждений.

Законные причины занижение уровня выплат

Выше мы указали на то, что существуют и объективные причины занижения суммы. Но для начала следует отметить, что в большинстве случаев так называемое занижение является субъективным мнением самих автолюбителей. Надеясь на получение максимальной суммы, водитель особо не погружается в методику ее калькуляции, и когда получает на руки не то, что ожидал, принимается за обвинение СК в незаконных действиях. Поэтому обязательно необходимо знать список объективных причин, к которым сегодня относятся следующие:

  • износ деталей, агрегатов и узлов автомобиля (его степень берется за основополагающую величину при калькуляции конечной суммы)
  • повреждения ТС не имеют никакого отношения к произошедшему ДТП (до происшествия водители могут о них и не знать, и полагать, что они получены в результате аварии, но экспертиза показывает совершенно обратное)
  • в процессе участвует несколько потерпевших (максимально возможная сумма делится на всех пропорционально причиненному вреду, остальное в порядке гражданского производства взыскивается с виновника водителями самостоятельно, без участия СК)
  • при калькуляции суммы не принялись в расчет скрытые повреждения, которые обнаружились уже в процессе ремонта ТС (данная причина является не совсем объективной, но винить СК в этом неправильно т.к. до назначения работ водитель со всем письменно соглашается)

Некоторые СК добавляют к данному списку и расчет нормо-часов по назначению ремонтных работ. Т.е. из суммы возмещения вычитывается работа агента по поиску автосервиса, мастера и т.д. Это не имеет ничего общего с законом т.к. работа страховых агентов, менеджеров, оценщиков и прочих специалистов изначально включается в стоимость страхового полиса, и занижение страховых выплат по ОСАГО по этой причине будет незаконным.

Если страховая компания насчитала слишком маленькую сумму по полису ОСАГО, в некоторых случаях для этого у нее могут быть вполне законные основания.

Чаще всего это касается следующих причин:

  1. Исключение некоторых повреждений из итоговой суммы составленной сметы. Чаще всего это касается лакокрасочных покрытий транспортного средства. В большинстве случаев компания не платит за это, если вред составляет более 25 процентов всей площади машины или же присутствуют коррозийные явления. В подобных ситуациях эксперты делают вывод, что повреждения появились на протяжении длительного периода времени, а не непосредственно самого ДТП.
  2. Износ определенных деталей, требующий их замены. Страховка чаще всего не покрывает таких расходов, так как они происходят на протяжении значительного срока, а не в процессе аварии. На законодательном уровне подобные вопросы еще до конца не урегулированы. Поэтому у каждого владельца ТС остается право оспорить ту сумму, которую насчитала страховая компания. При этом суд далеко не всегда станет на сторону истца.
  3. Расчет объема возмещений без учета утери товарной стоимости. В соответствии с постановлением ПВС страховщик не имеет права убирать УТС из окончательной суммы выплаты. Именно поэтому малая компенсация по подобной причины всегда становится объектом разбирательств в суде.
Предлагаем ознакомиться  Взыскание долга с ИП. Фактический возврат задолженности с ИП

Страховая компания выплатила мало по ОСАГО: что делать?

Для первого случая необходимы определенные условия, такие как отсутствия пострадавших людей, ограниченный объем ущерба 50 тысячами рублей, участие не более 2 ТС, наличие полиса ОСАГА у всех субъектов аварии, а также полное согласие сторон по поводу происшествия.

При этом любая ошибка в протоколе, оформленного самостоятельно может стать причиной того, чтобы страховая компания перечислила сумму ниже ожидаемой. К тому же существует риск того, что вовсе не будут учтены требования заявителей. Как самостоятельно оформить ДТП читайте по ссылке.

Что касается сотрудников ДПС, то они нередко заполняют документы очень небрежно и быстро. Несмотря на то, что они берут ответственность за оформление ДТП на себя, наличие ошибок – это типичная ситуация. Поэтому очень важно их действия проверять, а все повреждения фиксировать на фото и видео.

В итоге, почему выплачивает страховая компания заниженные компенсации, вполне объяснимо. Поэтому к этому нужно быть готовым.

Какие действия лучше не совершать

Для того чтобы страховая компания не занизила выплату по полису ОСАГО, нужно полностью следовать установленным правилам действий после наступления определенного страхового случая.

Существуют следующие действия, которые могут повлиять на то, что произойдет недоплата компенсации:

  1. Устранение повреждений до страхового осмотра и диагностики автомобиля. Даже в тех случаях, когда владелец транспортного средства полностью осуществит фото- и видеофиксацию повреждений, а также проведет собственный независимый ремонт на СТО, страховщик будет в праве не принять все полученные таким образом данные. Теоретически в подобных ситуациях компания должна идти на уступки, так как водителю может понадобится автомобиль в срочном порядке после ДТП. При этом на практике получается так, что страховщики всю сумму не выплачивают, или же вовсе отказываются от предоставления помощи, так как другой субъект договора нарушил установленные Правила.
  2. Также ни в коем случае не стоит доверять страховому эксперту. Это обусловлено тем, что он работает на компанию, с которой был заключен полис ОСАГО. Вследствие этого данный специалист зачастую будет работать в интересах собственного работодателя.
  3. Не нужно выбрасывать результаты независимой экспертизы, акта осмотра транспортного средства, а также платежную информацию даже после ремонта автомобиля. Они могут в некоторых случаях пригодиться для отстаивания собственных интересов, если через некоторое время после аварии окажется, что были первоначально не обнаружены определенные неисправности.

Если остерегаться осуществления всех вышеперечисленных случаев, существует возможность получения полной объективно определенной суммы компенсации.

Также не стоит его проводить в тех случаях, пока не было достигнуто соглашение сторон по поводу того, какая должна быть сумма финансовой помощи.

Если водитель считается, что компания не доплатила, он может организовать повторное обследование транспортного средства, после чего будет составлен новый акт о страховом случае. Такие действия будут иметь смысл лишь тогда, когда еще не был проведен ремонт машины.

Обзор страховых компаний

Для того чтобы минимизировать риски по занижению выплат, необходимо оформлять полис ОСАГО в крупных и известных СК – эта истина знакома каждому водителю. Но и это не может до конца гарантировать автолюбителю объективность со стороны страховщика. По данным РСА за 2015 год в ТОП-10 крупнейших страховых компаний входят следующие:

  • Росгосстрах (размер средней выплаты – 51 705 рублей)
  • Альфа-страхование (52 113 рублей)
  • Ресо-Гарантия (46 970 рублей)
  • ВСК (50 577 рублей)
  • Ингосстрах (47 434 рубля)
  • Уралсиб (47 539 рублей)
  • Согласие (46 943 рубля)
  • Ренессанс-страхование (47 979 рублей)
  • МАКС (50 195 рублей)
  • СОГАЗ (38 468 рублей)

Практически те же показатели и у остальных крупных СК. Но это не означает, что занижение страховых выплат по ОСАГО здесь будет невозможным. Подобное может произойти в любой компании, и ни один водитель от этого не застрахован.

Как рассчитываются выплаты по ОСАГО?

Прежде чем заявлять, что страховая мало выплатила по ОСАГО, необходимо понять методику калькуляции конечной суммы. Ничего сложного здесь нет т.к. за исходные данные берется износ деталей (агрегатов, узлов), степень их повреждения, их цена, и стоимость восстановительных работ (работ по замене) для каждой экономической зоны.

Предлагаем ознакомиться  Автостраховка для участников боевых действий

Проще говоря, для каждого региона России с учетом особенностей местного рынка товаров и услуг. Сюда же следует причислить не только восстановление или замену поврежденных деталей, но и стоимость (количество) расходных материалов при произведении работ (жидкие и сыпучие смеси, газовое топливо, мелкие комплектующие и т.д.). Страховая занизила выплату по ОСАГО, что делать в этом случае? Для начала надо на цифрах убедиться в таком занижении.

Сегодня СК должны придерживаться единого порядка калькуляции конечной суммы (принят 19 сентября 2014 года). В 3-й главе указанного документа прописана обязательная для всех формула – Свр = Рр Рм Рзч, где:

  • Свр – это конечная сумма
  • Рр – это оплата труда автомехаников/слесарей
  • Рм – это стоимость расходных материалов
  • Рзч – это стоимость запасных частей, монтируемых взамен поврежденных

Т.е. если вы считаете, что страховая компания мало выплатила по ОСАГО, то для начала воспользуйтесь указанной формулой и произведите самостоятельный расчет. В случае если водитель обладает данными о стоимости материалов и работ, то самостоятельный расчет может показать сумму, приближенную к реальной.

Особенности проведения независимой экспертизы

В настоящее время независимая экспертиза, поведенная по инициативе водителя, невозможна. Страховщик самостоятельно выбирает экспертную организацию, по результатам которой проводить соответствующую калькуляцию.

Владелец ТС может провести осмотр автомобиля с собственным специалистом лишь тогда, когда компания не уложилась в выполнение данной работы в пятидневный срок. На самом деле, такой процесс может быть проведен в любое время, но его результаты не будут принимать в счет страховщиком.

Оно требуется лишь тогда, когда возникают спорные вопросы по поводу перечню повреждений и их степени.

В большинстве случаев экспертиза по инициативе водителя поводиться после того, как страховщики заплатили маленькую сумму. В данном случае мнение независимого эксперта может стать основанием для досудебного и судебного разбирательства. В иных ситуациях просто нет непосредственно самого предмета спора.

Пошаговая инструкция

Сразу отметим, что общие претензии по типу «выплатили по ОСАГО мало денег» или «не хватает выплаты по ОСАГО» не принесут желаемых результатов. Необходимы конкретные практические действия, первое из которых – проведение независимой экспертизы. Именно ее итоги и позволят водителю говорить о том, что в СК ошиблись в расчетах или намерено урезали конечную сумму.

Для этого нужно обратиться к независимому эксперту (это может физическое лицо имеющее специальную аккредитацию и работающее автономно, или штатный сотрудник экспертного учреждения в лице эксперта-техника). Задача техника заключается в ответе на вопросы, которые перед ним ставит водитель. Перечень таких вопросов должен указываться в договоре на проведение экспертных услуг.

Сроки и общие условия оговариваются сторонами самостоятельно. Стоимость описываемой экспертизы после этого может быть включена в общую сумму убытков (т.е. цену за экспертизу нужно прибавить к остатку невыплаченного страхового возмещения).

Уже с готовым экспертным заключением на руках, можно обращаться в СК с претензией. Естественно, что экспертное заключение должно показывать сумму превосходящую выплату со стороны СК. Поэтому прежде чем браться за проведение экспертизы, необходимо быть уверенным в том, что по ОСАГО страховая компания выплатила меньше положенного. Иначе автолюбитель откажется в глубоком минусе.

Претензия страховой компании по ОСАГО занижение выплаты направляется водителем лично. Структура такой претензии никак не закреплена законодательно, а значит, составляется в свободной форме с соблюдением общих норм и правил составления документов. В претензии обязательно должны указываться следующие данные:

  • наименование СК (юридический адрес и место расположения)
  • данные водителя (место жительства, номер телефона)
  • текст претензии (обязательно с ссылками на профильное законодательство и на данные о проведенной независимой экспертизы)
  • в заключительной части указываются требования, которые должны быть рассмотрены в положенный срок

Защита собственных прав в судебном порядке

Компания, если выплатила меньше стоимости ремонта, может ожидать от владельца транспортного средства досудебной претензии или же обращения в суд. Многим водителям кажется, что крупные предприятия не пойдут на урегулирования спорной ситуации без суда, вследствие чего пренебрегают этим.

Страховая компания выплатила мало по ОСАГО: что делать?

Юристы же настаивают, что так поступать не стоит. Досудебная претензия может стать во время судебного разбирательства фактором, укрепляющим позиции владельца ТС.

Предлагаем ознакомиться  Как лишить наследства несовершеннолетних родственников если наследодатель умер

Если водителю автомобиля выплатили заниженную сумму по полису ОСАГО, ему нужно вместе с собственным юристом создать правильную досудебную претензию в адрес страховщика. В ней следует указать, в чем заключаются разногласия, аргументировав свою точку зрения с законодательной и финансовой стороны.

Обязательно в досудебной претензии стоит указать, что в случае невыполнения требований компания будет вынуждена защищаться в суде. Если ей это не удастся сделать, всю сумму, которая она недоплатила, вместе с компенсацией по судебному решению, ей придется выплатит клиенту, подавшему иск.

В обязательном порядке досудебная претензия должна быть подкреплена соответствующими документами.

Среди них стоит выделить такие:

  • паспорт гражданина Российской Федерации;
  • страховой полис, действующий на момент аварии;
  • документ, подтверждающий право собственности на транспортное средство;
  • справка о дорожно-транспортном происшествии по форме 708;
  • заключение эксперта по поводу характера и объема повреждений автомобиля.

Чтобы страховщики заплатили полную компенсацию, следует отправить пакет документов вместе с досудебной претензией заказным письмом. При этом важно запросить уведомление о вручении и опись вложения.

Страховая компания выплатила мало по ОСАГО: что делать?

Дополнительно можно подать жалобы в РСА и ФССН. Они не повлияют на восстановление справедливости, но помогут ускорить активизацию работу страховой компании. Ответа нужно ожидать в течение 5 рабочих дней. Если страховщика не устраивает изложенное в претензии, дойти до какого-либо соглашения мирным путем не удастся.

Ожидать после досудебной претензии, прежде чем подать иск в суд, можно длительное время. Но при этом слишком долго ждать не стоит, так как судья может рассмотреть в этом какой-либо корыстный мотив. Это обусловлено тем, что каждый день неуплаты для компании страховщика может обернуть 1 дополнительным процентом к сумме, которую он заплатит в итоге.

Обращение в суд

Досудебная претензия может быть одобрена страховой компанией в полной объеме или же частично. При этом в большинстве случаев водитель автомобиля получает отказ или же вовсе игнорирование своей жалобы. У многих владельцев транспортных средств закономерно возникает вопрос о том, что делать в таком случае.

Ответ очевиден – обращаться с иском в суд. Смысл в этом во многих случаях, если страховщики существенно недоплатили, действительно есть.

Если водитель транспортного средства действительно окажется прав в судебном разбирательстве, он, кроме правильной суммы (к примеру 100 тысяч рублей) может получить компенсацию такого рода:

  1. По факту того, что страховщики занизили сумму компенсации – 50 тысяч рублей.
  2. По факту длительности невыплаты – пеня в размере 1% за каждый день. Если решение суда была получено спустя 2 месяца, водитель дополнительно получит 60 тысяч рублей.
  3. По факту морального ущерба – 5 тысяч рублей.

Если маленькая выплата КАСКО не устраивает владельца ТС, ему нужно обратиться в суд со следующими документами:

  • извещение о ДТП;
  • протокол об АП;
  • постановление по АП;
  • доверенность на ведение дела;
  • иные документы (показания свидетелей, договор об независимой экспертизе, квитанции платежей и т.д.).

Если Росгосстрах выплатил, как наиболее популярная компания, малую компенсацию, водитель может обратиться за помощью в мировой или районный суд. Чаще всего нужно выбирать именно первый вариант.

Для того чтобы в итоге хватило выплаты, следует правильно составить исковое заявление. Для этого его нужно составлять с квалифицированным юристом. Заниженная компенсация в таком случае по решению суда не произойдет, если владелец транспортного средства не нарушил Правила. На которые подписался.

Заключение

Перед тем, как получить калькуляцию и выплату страховой суммы, водитель автомобиля по сути не может предпринять никаких действий для защиты собственных прав. Лишь после возмущение ущерба, у него появляются возможности инициирования досудебного и судебного разбирательства на основании собственной независимой экспертизы.

Повреждены бампер, крыло и фара

Добиться того, чтобы в итоге страховщики доплатили определенную сумму средств, вполне реально. Но при этом стоит понимать, что ни в коем случае не нужно нарушать Правила полиса. К тому же любой судебный процесс займет определенный период времени, к чему нужно быть готовым.

Оцените статью
Правознавство
Adblock detector