- Экономическая интерпретация значений показателя рентабельности собственного капитала
- Рентабельность собственного капитала: расчет методом вычислений и по балансу
- Рентабельность собственного капитала — формула
- Пример четырехфакторного анализа рентабельности собственного капитала
- Рентабельность собственного капитала коммерческой фирмы – что это за показатель
- Ответы на часто задаваемые вопросы по теме “Факторный анализ рентабельности собственного капитала”
Экономическая интерпретация значений показателя рентабельности собственного капитала
В финансовом анализе экспертами исследуется несколько показателей рентабельности. Оценке подлежит, в том числе, рентабельность капитала, которая также характеризует степень эффективности деятельности изучаемого коммерческого предприятия. Если выражаться точнее, значение данного показателя демонстрирует, с какой отдачей работают вложенные владельцами в капитал фирмы денежные средства.
Показатель рентабельности собственного капитала обозначается в финансовом анализе в виде коэффициента RoE (Return on Equity).
Запрос о вычислении данного коэффициента поступает от руководства компании в тех случаях, когда необходимо:
- получить сведения о том, получается ли у фирмы (и насколько успешно) удержать доходность собственного капитала на приемлемом уровне;
- иметь представление о том, является ли предприятие привлекательным для инвестирования в него средств.
После того, как финансовые эксперты находят значение показателя рентабельности собственного капитала, оно оценивается следующим образом:
- Выясняется, положительное или отрицательное получилось значение коэффициента. Если значение со знаком “-” – это говорит о неблагоприятной ситуации на фирме, и ей требуется прирост доходности собственного капитала.
- Значение показателя сравнивается с его нормативным значением. Если наблюдается значительное превышение рентабельности над нормой показателя, это говорит о высокой вероятности появления инвестиционных рисков.
- Выявленное в результате вычислений значение показателя сравнивается с нормативным значением. Если речь идет о предприятии, зарегистрированном на территории развитой страны, норма для показателя рентабельности капитала – 10-12%. Если в стране наблюдается большая инфляция, показатель увеличивается. Российским компаниям следует ориентироваться на нормативное значение, равное 20%.
- Наконец, чтобы грамотно оценить показатель рентабельности собственного капитала, следует сравнить его значение с рентабельностью инвестиции в прочие направления развития бизнеса (в акции иных предприятий, к примеру).
Рентабельность собственного капитала: расчет методом вычислений и по балансу
Если вспомнить правила исчисления всех показателей рентабельности, можно заметить, что в числителе деления всегда стоит прибыль, а в знаменателе – объект, отдача которого оценивается. Соответственно, при расчете рентабельности чистого капитала фирмы будет рассматриваться отношение прибыли к величине собственного капитала.
Способ расчета | Формула расчета | Используемые сокращения |
Метод вычислений | ![]() |
СК – собственный капитал, точнее, его среднее значение, которое рассчитывается следующим образом:
● данные за начало и конец изучаемого периода складываются, ● полученная сумма делится пополам. ЧП – чистая прибыль. |
По балансу | ![]() |
Применяются данные из строк баланса (ф.1) и из отчета о финансовых итогах (ф.2).
стр. – строка баланса, ф. – форма. |
Рентабельность собственного капитала — формула
Kрск = | стр.190 | *100% |
0.5 * (стр.490 нг стр.490 кг) |
где стр.190, стр. 490 нг — на начало года, стр. 490 кг — на конец года отчета о прибылях и убытках (форма №2).
Kрск = | (стр.2110 Форма 2 стр.2320 Форма 2 стр.2310 Форма 2 стр.2340 Форма 2) | *100% |
(стр.1300нг. Форма 1 стр.1300кг. Форма 1 стр.1530нг. Форма 1 с1530кг. Форма 1)/2 |
Пример четырехфакторного анализа рентабельности собственного капитала
Сведения об анализируемой компании | Планируемое значение (млн. руб.) | Фактическое значение
(млн. руб.) |
Собственный капитал фирмы | 13,7 | 14,9 |
Среднегодовой совокупный капитал | 29,6 | 30,1 |
Выручка от реализации всех товаров и услуг вместе взятых | 103,0 | 98,3 |
Валовая прибыль | 11,7 | 12,4 |
Показатель | Расчет |
Операционная рентабельность (планируемая) | ![]() |
Операционная рентабельность (фактическая) | ![]() |
Разница в операционной рентабельности | ![]() |
Мультипликатор капитала (планируемый) | ![]() |
Мультипликатор капитала (фактический) | ![]() |
Разница в мультипликаторе капитала | ![]() |
Коэффициент оборачиваемости активов (планируемый) | ![]() |
Коэффициент оборачиваемости активов (фактический) | ![]() |
Разница в оборачиваемости активов | ![]() |
Рентабельность продаж (планируемая) | ![]() |
Рентабельность продаж (фактическая) | ![]() |
Разница в рентабельности продаж | ![]() |
Рентабельность собственного капитала (планируемая) | ![]() |
Рентабельность собственного капитала (фактическая) | ![]() |
Разница в рентабельности собственного капитала | ![]() |
Влияние фактора рентабельности продаж | ![]() |
Воздействие фактора оборачиваемости капитала | ![]() |
Влияние фактора мультипликатора капитала | ![]() |
Воздействие изменения удельного веса чистой прибыли в общей сумме балансовой прибыли | ![]() |
Выводы: Доходность собственного капитала компании выросла благодаря улучшению рентабельности продаж (фактор РП, 4,916%) и снизилась в целом на -1,295% из-за уменьшения скорости оборачиваемости капитала (-2,91%), снижения доли заемного капитала (-3,29%).
Рентабельность собственного капитала коммерческой фирмы – что это за показатель
Рентабельность собственного капитала (Kрск) — по сути главный показатель для стратегических инвесторов (в российском понимании — вкладчиков средств на период более года). Показатель определяет эффективность использования капитала, инвестированного собственниками предприятия. Собственники получают рентабельность от инвестиций в виде вкладов в уставный капитал. Они жертвуют теми средствами, которые формируют собственный капитал организации и получают взамен права на соответствующую долю прибыли.
С позиции собственников рентабельность наиболее достоверно отображается в виде рентабельности на собственный капитал. Показатель важен для акционеров компании, так как характеризует прибыль, которую собственник получит с рубля инвестиций в предприятие.
У применения этого коэффициента есть ограничения. Доход появляется не от активов, а от продаж. На основе Kрск нельзя оценить эффективность бизнеса компании. Кроме того, большинство компаний используют весомую долю заемного капитала. Как бухгалтерский показатель Рентабельность собственного капитала дает представление о доходах, которые компания зарабатывает для акционеров.
Рентабельность собственного капитала сравнивают с возможным альтернативным вложением средств в акции других предприятий, облигации, банковский депозит и т.д.
Крнк = Сд*(1-Снп)
где:
- Крнк – нормативная величина рентабельности собственного капитала, отн.ед.;
- Сд – средняя ставка по банковским депозитам за отчетный период;
- Снп – ставка налога на прибыль.
Если показатель Kрск за период анализа оказался ниже минимального Крнк или вовсе отрицательным, то собственникам не выгодно вкладывать средства в компанию. Инвестору стоит проанализировать вложение средств в другие компании.
Для окончательного приема решение о выходе из капитала компании лучше проанализировать Kрск за последние годы и сравнить с минимальным уровнем доходности за этот период.
Ответы на часто задаваемые вопросы по теме “Факторный анализ рентабельности собственного капитала”
Вопрос: Можно ли вместо способа абсолютных разниц применять логарифмический метод при проведении расчета влияния факторов на изменение показателя рентабельности собственного капитала?
Ответ: Да, можно, поскольку модель мультипликативная.
Вопрос: Перед финансовым экспертом стоит задача как можно более точного определения влияния различных факторов на показатель рентабельности собственного капитала коммерческой организации. Что в данном случае можно предпринять?
Ответ: Для проведения более точного факторного анализа потребуется провести также факторный анализ по каждому из перечисленных нами факторов в отдельности. Сравнивать факторы можно следующим образом:
- нормативные или оптимальные – фактические;
- среднеотраслевые показатели – показатели компании;
- показатели лучшей фирмы отрасли – показатели изучаемой компании;
- предыдущий период – текущий период;
- плановый или прогнозный – фактический.