Что такое субординация простыми словами
Субординация – это свод определенных правил, присущий для организаций с вертикальной формой управления. Изначально, подчинение или субординация имела место в силовых структурах и заключалась в неукоснительном и точном исполнении военнослужащим приказов старшего по званию. Такие же отношения обязательны для организаций, где есть руководитель и подчиненные, младший и старший.
Термин в переводе с латинского языка обозначает «подчинение» и определяет положение человека в многоуровневой системе отношений. Соблюдать субординацию – это не нарушать правила, регулирующие формы общения для лиц, находящихся на различных ступенях служебной лестницы.
Начальник и подчиненный
Дефицит времени каждого руководителя обуславливает точное соблюдение правил субординации. Оно сводится к следующему:
- диалог необходимо строить по теме, без ненужных отклонений в сторону;
- при подаче информации, нужно аргументировать фактами и цифрами;
- следует сохранять спокойствие и выдержку при агрессивном поведении коллеги;
- необходимо проявлять профессионализм и инициативность в работе.
Отношение подчиненного к своему начальнику зависит от многих факторов, но главные из них – это авторитет и поддержание рабочего процесса. Для того чтобы работники могли соблюдать субординацию, руководитель должен правильно изложить правила служебной дисциплины, обратить внимание на этику общения и установить рамки дозволенного.
Основные советы для руководителя:
- Если работник не выполняет свою работу, напомните, что вы ждете от него результата. В другом случае он может подумать, что вы забыли о поручении и не выполнить его. Кроме того, такие замечания напоминают сотруднику, что может быть, если не выполнять поручения начальника.
- Если вы критикуете работника, критика должна касаться исключительно рабочих моментов. Недопустимо использовать унижение или оскорбления;
- Нельзя давать подчиненным какие-то советы личного характера, ведь ответственным за результат будете вы.
- Даже в самых критических ситуациях руководитель должен демонстрировать уверенность. Работники не должны видеть в словах и действиях начальника неуверенности, страха или паники. Это грозит потерей авторитета.
- Важно ценить своих лучших сотрудников. Их вознаграждение должно соответствовать тем силам, которые они потратили на его выполнение.
- Не забывайте о похвале. Похвала перед другими сотрудниками способна вызвать у работника большую мотивацию.
Мы уже знаем, что такое субординация, но основной совет в деловых отношениях между начальником и подчиненным заключается в том, что давать задания нужно исходя из конкретной ситуации и характера работника. Нужно понимать, что некоторые нуждаются в постоянном контроле, ведь без него они не могут работать.
Работник, не придерживающийся норм делового общения, может добиться увольнения за несоблюдение субординации. Человек, который планирует задержаться на работе и двигаться по карьерной лестнице, просто обязан придерживаться субординации, ведь его будущее во многом зависит от начальника. При этом не стоит бросаться в крайности и проявлять холодность в отношениях, но также не надо и заискивать перед начальством.
Для того чтобы построить хорошие отношения с руководителем, следует помнить о некоторых правилах:
- руководителю понравится, если сотрудник будет сплачивать коллектив;
- свои идеи по поводу работы необходимо высказывать в тактичной и вежливой форме, так как наглые замечания в сторону лидера могут обернуться неприятностями;
- не стоит говорить с начальником в категорическом тоне или односложно отвечать, чаще всего под сокращения попадают сотрудники, которые мало разговаривают и постоянно недовольным всем;
- не нужно пытаться получить повышение, прыгая «через голову» своего непосредственного начальника.
Последний совет заключается в том, что даже при самых хороших отношениях не следует проявлять неуважения: входить без стука в кабинет босса, прерывать его когда-то он с кем-то беседует.
Невыполнение субординации: что это и чем регулируется?
Отношение людей в деловом сообществе сводится к ряду правил, которых должны придерживаться все работники. Основная цель субординации – это повышение производительности труда, создание хорошего микроклимата в коллективе, профилактика нарушений трудового кодекса. Эти правила включают отношения:
- между руководителем и работником;
- между нижестоящим работником и руководителем;
- среди работников коллектива.
Приказы, просьбы и советы
При общении очень важно установить, какой будет форма поручений — приказ, просьба, рекомендация. Чаще всего руководители пользуются просьбой, что выражает их доброжелательный настрой. Однако при общении с недобросовестными сотрудниками следует использовать приказ. От просьбы он отличается строгостью в голосе и особенной эмоциональной подачей.
Как сохранить субординацию в трудовом коллективе
Руководители всех уровней должны сочетать уважительное, внимательное отношение к своим подчиненным с требовательностью, а при необходимости и с разумной строгостью. С подчиненными необходимо вести себя вежливо, но не следует допускать фривольности, панибратства. Ведь это негативно влияет и на трудовую дисциплину, и на морально-психологический климат в коллективе.
Каждый подчиненный должен четко знать и понимать, что есть пределы, за которые выходить нельзя. Это относится и к отношениям на уровне рабочий-мастер, и к отношениям среди высших руководящих сотрудников предприятия. Без субординации коллектив не сможет эффективно работать. Поэтому ее необходимо всячески поддерживать.
Субординация в коллективе зависит от поведения руководителя, его формы общения. Для исключения панибратства, появления любимчиков, руководитель должен корректно разговаривать со всеми членами коллектива при помощи рекомендаций и советов. Большую роль в этом играет справедливая моральная и финансовая поддержка.
Руководитель должен понимать, что несоблюдение субординации может быть вызвано его поведением. Недопустимы панибратские отношения.
Начальник должен общаться с сотрудниками при помощи рекомендаций. Советы должны даваться для того, чтобы помочь сотрудника отыскать решение проблемы. Отношения с коллективом должны строиться на взаимовыгодных принципах. Финансовая стимуляция, как и моральная, играет в этом деле важную роль.
Работник и руководитель
Отношения в сфере деловых отношений могут строится горизонтально, то есть между двумя начальниками. Несоблюдение субординации в таком случае также может приводить к ряду негативных последствий. Чтобы избежать их, следует помнить о следующих правилах:
- С партнером следует говорить четко и по делу, не тратя времени на проявление интереса. Многих деловых людей раздражают пустые диалоги, потому что они ценят свое время.
- Для того чтобы привлечь внимание коллеги предложите ему факты и цифры.
- Если ваш собеседник проявляет агрессию, демонстрируйте спокойствие, чтобы утихомирить его. Ни в коем случае не реагируйте гневно.
- Предлагайте заранее продуманные решения, чтобы показать свою инициативность и компетентность в делах.
Авторитет начальника, его профессиональные достижения, а также способность правильно организовать трудовой процесс – вот факторы, влияющие на отношения подчиненного к руководителю. Четко регламентированные правила служебной этики не позволят развить в коллективе «панибратство» и нарушения трудовой дисциплины. В отношении с подчиненными начальник должен придерживаться следующих рекомендаций:
- при несвоевременном выполнении работы, следует напомнить подчиненному об этом, а также о мерах взыскания при халатном отношении к своим обязанностям;
- критические замечания должны касаться только его профессиональной деятельности, и не носить оскорбительный или унизительный характер;
- руководителю нужно соблюдать спокойствие и уверенность в любой конфликтной ситуации, чтобы не потерять уважение и авторитет;
- немаловажное значение имеет должная оценка лучших исполнителей работы, их моральное и материальное вознаграждение;
- начальнику не следует давать советы личного характера подчиненным.
Основная рекомендация – поручать выполнение работы, руководствуясь ситуацией и складом характера подчиненного. Некоторые нижестоящие сотрудники не способны выполнять задание без проверки со стороны руководителей.
При поступлении на работу, каждый человек стремиться к росту по карьерной лестнице. Однако не следует использовать методы, противоречащие субординации, такие как заискивание или холодность по отношению к начальству.
Хорошие отношения с начальством можно выстроить если:
- работник стремиться объединять сотрудников и создает доброжелательную атмосферу в коллективе;
- в разговоре у него отсутствуют неприличные выражения по отношению к начальству;
- свои соображения в ходе деятельности и в разговоре с руководителем он выражает тактично, вежливо, с отсутствием недовольства на лице;
- отсутствует стремление «подсидеть» своего непосредственного руководителя.
- работник воспитан, не позволяет прервать руководителя при разговоре, без стука войти в кабинет.
Руководитель и работник
Успех служебного этикета напрямую связан с формой общения с подчиненными. В хорошем коллективе наиболее часто начальник обращается к сотруднику с просьбой. Если работа поручается недобросовестному работнику, используется приказ. При невыполнении служебно-этических норм следует принимать соответствующие меры взыскания.
Общение при помощи телефона является неотъемлемой частью делового общения. Некоторые успешные люди портят свои дела из-за того, что не умеют правильно общаться по телефону с деловым партнером.
Для начала стоит отметить, что при общении с деловым человеком не стоит отвечать на телефонные звонки. Это допустимо только в очень редких и важных случаях. Звоня кому-то по делу, следует для начала уточнить, удобно ли человеку говорить в данный момент. Ни в коем случае не используйте матерные слова, так как это может оттолкнуть бизнес-партнера.
Коллеги
Для работника так же важно найти общий язык со своими коллегами, как и с начальником. Общение нужно поставить грамотно с самого начала, чтобы не возникало распространенных проблем. Некоторые, используя хорошее отношение к себе, перекладывают на других профессиональные обязанности. Другие же выставляют своих товарищей в негативном свете перед боссом. Чтобы избежать этого, стоит следовать некоторым правилам:
- когда начальник дает задание, следует поровну разделить работу между всеми членами команды, чтобы в ней не было бездельников;
- необходимо избегать конфликта интересов и перетягивания клиентов: парочка клиентов не поможет получить повышение, зато испортит атмосферу в коллективе, из-за чего придется работать в напряжённой обстановке;
- если вы не можете помочь, не обещайте этого;
- не стоит на работе начинать задушевные беседы, так как это может привести в дальнейшем к ухудшению отношений с начальником и коллегой.
Последний совет касается того, что не стоит самореализовываться за счет коллег.
Несоблюдение субординации
Можно ли наказать сотрудника законным образом? За несоблюдение субординации на работе ТК РФ предусматривает три вида последствий: замечание, выговор и увольнение как крайняя мера. Замечание используется при однократном нарушении правил. Выговор за несоблюдение субординации, образец которого есть в статье, могут быть устными или заносится в личное дело.
При этом важную роль играет то, о каком общении идет речь. Работник, например, рискует только потерей рабочего места, в то время как руководитель может потерять свою репутацию и уважение в деловых кругах. Все успешные компании строят внутренние отношения на принципах субординации.
Сотрудники
Каждому работнику комфортно работать в сплоченном коллективе с высокими моральными нормами общения. Грамотный подход к этому вопросу позволит избежать некоторых проблем, таких как перекладывание своих обязанностей на коллегу или донос о ваших недостатках руководителю. Эти конфликты позволят решить ряд рекомендаций:
- полученную работу следует разделить всем сотрудникам отдела в соответствии с должностными обязанностями, чтобы все занимались делом;
- необходимо избегать несправедливых распределений поручений, что создает напряженную атмосферу;
- нужно исключить разговоры на личную тему, это нарушает этические нормы.
Не следует самоутверждаться за счет достижений других сотрудников.
Нарушения субординации
Работники организации должны ознакомиться с правилами субординации, при поступлении на работу. Если члены коллектива заинтересованы в слаженной работе, а не выяснении отношений, то нарушений трудового кодекса не наблюдается. Однако необходимо знать, что за нарушения этических норм, согласно ТК РФ ст.193 ч.1, предусмотрены следующие меры взыскания:
- замечание (единичное нарушение правил);
- выговор (повторное несоблюдение ТК);
- увольнение (действия, предусмотренные нарушением Уголовного или административного кодекса).
Нарушения субординации для работника чреваты увольнением, серьезные конфликты в организации подрывают авторитет ее руководителя.