Федеральный закон 28-ФЗ О государственном земельном кадастре

Что регламентирует 28-ФЗ

Рассмотрим, что же он регламентировал, когда еще действовал. В общем, это был закон о земельном кадастре и относился к земельному законодательству. Соответственно все, что он регулировал, лежало именно в этой сфере. А именно, он устанавливает отношения, которые возникают, когда осуществляются действия, связанные с ведением государственного земельного кадастра. И то, что касается использования сведений из него.

Важность его для земельного законодательства очевидна. Несмотря на то что теперь ему на смену пришли другие регулирующие документы, раньше он четко контролировал работу, связанную с ведением земельного кадастра.

О кадастровой деятельности

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

(с изменениями на 2 августа 2019 года)(редакция, действующая с 16 сентября 2019 года)

ПринятГосударственной Думой4 июля 2007 года

ОдобренСоветом Федерации11 июля 2007 года

(Утратила силу с 1 января 2017 года — Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ)

(Утратила силу с 1 октября 2013 года — Федеральный закон от 23 июля 2013 года N 250-ФЗ)

(статья утратила силу с 1 марта 2010 года — Федеральный закон от 21 декабря 2009 года N 334-ФЗ)

1. Решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (в случаях, если Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» допускает возможность осуществления кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета (далее — решение о приостановлении), могут быть обжалованы в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в апелляционную комиссию, созданную при федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органах (далее — орган регистрации прав) в установленном настоящей статьей порядке (далее — апелляционная комиссия). При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.

2. Для обжалования решения о приостановлении лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, в апелляционную комиссию в течение тридцати дней с даты принятия решения о приостановлении представляется заявление об обжаловании решения о приостановлении. Соответствующее заявление представляется в апелляционную комиссию по месту нахождения органа регистрации прав, принявшего решение о приостановлении, в письменной форме при личном обращении, посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее — орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений).

3. Апелляционная комиссия формируется органом регистрации прав в каждом субъекте Российской Федерации. В состав апелляционной комиссии включаются по три представителя соответственно от органа регистрации прав и национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее — национальное объединение), которые подлежат ротации один раз в два года.

Дерево, песчаная дорога, луга

Положение о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, перечень и формы документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию, а также документов, подготавливаемых в результате ее работы, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Председатель апелляционной комиссии и его заместитель должны иметь усиленную квалифицированную электронную подпись.

4. Заявление об обжаловании решения о приостановлении, представленное с нарушением требований, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи, не принимается к рассмотрению апелляционной комиссией, о чем в течение трех рабочих дней информируется лицо, представившее такое заявление.

5. При рассмотрении заявления об обжаловании решения о приостановлении апелляционной комиссией оценивается обоснованность принятия органом регистрации прав решения о приостановлении (наличие оснований для принятия такого решения, установленных статьей 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

6. При необходимости апелляционная комиссия запрашивает в органах государственной власти, в том числе в органе регистрации прав, а также в органах местного самоуправления, организациях и у физических лиц (кадастровых инженеров) необходимые для принятия решения по результатам рассмотрения заявления об обжаловании решения о приостановлении документы, материалы и информацию.

Саморегулируемая организация кадастровых инженеров, членом которой является выполнивший кадастровые работы кадастровый инженер, по запросу апелляционной комиссии бесплатно в срок не более чем десять рабочих дней со дня получения соответствующего запроса обеспечивает проведение экспертизы документов, которые представлены в орган регистрации прав и по результатам рассмотрения которых органом регистрации прав было принято решение о приостановлении, и подготовку по ее результатам заключения.

В рамках экспертизы проводится проверка на предмет наличия допущенных кадастровым инженером в документах, подготовленных таким кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ, ошибок либо их отсутствия, а также на предмет наличия допущенных кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ нарушений требований настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений либо отсутствия таких нарушений.

Предлагаем ознакомиться  Договор дарения земельного садового участка с домом

Заключение, подготовленное по результатам проведения указанной экспертизы, должно содержать подробное описание проведенной проверки и включать обоснованные выводы в отношении предмета проведения экспертизы, в том числе ссылки на соответствующие положения настоящего Федерального закона, Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

7. Апелляционная комиссия уведомляет заинтересованных лиц о поступлении заявления об обжаловании решения о приостановлении, времени и месте его рассмотрения по адресам их электронной почты в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, предусмотренными пунктом 7 части 3 статьи 9 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (при наличии таких сведений), в случаях и в порядке, которые установлены положением о порядке формирования и работы апелляционной комиссии. Указанные заинтересованные лица вправе присутствовать на соответствующем заседании апелляционной комиссии.

8. Положение о проведении саморегулируемой организацией кадастровых инженеров экспертизы документов, которые представлены в орган регистрации прав и по результатам рассмотрения которых органом регистрации прав было принято решение о приостановлении, и подготовке по ее результатам заключения утверждается национальным объединением по согласованию с органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Сельскохозяйственные угодья

9. В случае, если принятие решения о приостановлении признано апелляционной комиссией обоснованным (соответствующим основаниям, предусмотренным статьей 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в том числе не отраженным в решении о приостановлении), ею принимается решение об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении.

10. В решении об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении должны быть указаны обстоятельства, послужившие основанием для принятия этого решения, с обязательной ссылкой на соответствующие положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений.

11. В случае, если принятие решения о приостановлении признано апелляционной комиссией необоснованным (не соответствующим основаниям, указанным в статье 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости») и отсутствуют иные основания, указанные в статье 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (не отраженные в решении о приостановлении), для принятия решения о приостановлении, апелляционной комиссией принимается решение об удовлетворении заявления об обжаловании решения о приостановлении.

Решение об удовлетворении заявления об обжаловании решения о приостановлении является основанием для осуществления кадастрового учета в порядке и в сроки, которые установлены Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Течение срока, установленного частью 1 статьи 16 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», начинается со дня поступления в орган регистрации прав решения об удовлетворении заявления об обжаловании решения о приостановлении. При этом часть срока, истекшая до принятия органом регистрации прав решения о приостановлении, не засчитывается в новый срок.

Структура законодательного акта

Структура этого документа такова. Действующий закон состоит из пяти глав и двадцати шести статей. Статьи распределены неравномерно. В первой главе восемь статей, во второй главе три, в третьей — пять. Четвертая содержит девять статей, а пятая всего одну. Причем последняя, 26-я статья, касается введения в действие этого закона. Пятая глава носит название «Заключительные положения».

Естественно, до основной части идет обязательная «шапка» с названием документа, а в конце указано, когда он принят и кем, это обязательная форма для всех документов такого типа.

Кратко описать текст этого законопроекта можно только в том случае, если разбирать его по главам, а не по статьям.

Первая глава посвящена общим положениям. Там, во всех восьми статьях речь идет о (об):

  • основных понятиях;
  • что регулирует этот закон;
  • регулировании, с точки зрения права, ГЗК;
  • зачем создан этот кадастр;
  • по какому принципу осуществляется деятельность ГКЗ;
  • каково место государственного земельного кадастра в общей системе государственных источников сведений;
  • обязательности учета в Госкадастре земельных участков;
  • открытости сведений ГК.

Во второй главе и ее трех статьях рассматриваются также важные моменты. Сама глава о полномочиях органов власти РФ относительно ведения Госкадастра. А именно, устанавливает полномочия органов власти РФ относительно ведения государственного кадастра, а также полномочия органов местного самоуправления в этой области и для властей субъектов федерации.

Деревянный сарай

Третья глава и ее пять статей призваны установить, какие сведения и документы должны быть в ГЗК. То есть речь о:

  • том, какие сведения должны быть в кадастре по составу;
  • том, что по составу представляют все документы этого реестра;
  • едином кадастре земель на государственном уровне;
  • кадастровом деле;
  • кадастровом плане.

В четвертой главе и девяти ее статьях рассматривается само по себе ведение Госкадастра. Если точнее, то:

  • порядок его ведения;
  • как делится РФ по Госкадастру;
  • каков порядок для проведения учета участков земли по реестру;
  • на каких основаниях может быть приостановлен этот учет или же почему может быть отказано в его проведении;
  • как нужно исправлять технические ошибки, допущенные в процессе ведения Госкадастра;
  • в каком порядке предоставляются сведения из него;
  • какие лица имеют полномочия вести государственный земельный кадастр;
  • как финансируется эта деятельность;
  • какова ответственность за нарушение этого закона.

Пятая глава и ее единственная статья, как уже говорилось, заключительные. Пятая глава носит название «Заключительные положения» неслучайно. Тут речь исключительно о введении этого закона.

Глава 1. Общие положения

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее — кадастровые отношения).

Предлагаем ознакомиться  Можно расторгнуть договор с автосервисом

2. Часть утратила силу с 1 января 2017 года — Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ.

3. Часть утратила силу с 1 января 2017 года — Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ.

4. Кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее — кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее — кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях.

4_1. Кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также — объекты недвижимости), частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету.

4_2. В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка.

В случае, установленном настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами может быть дополнительно установлено местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке посредством пространственного описания конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, в том числе с учетом высоты или глубины таких конструктивных элементов.

5. Часть утратила силу с 1 января 2017 года — Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ.

Частные дома, зеленые луга, лето

6. Часть утратила силу с 1 января 2017 года — Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ.

7. Часть утратила силу с 1 января 2017 года — Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ.

Правовую основу регулирования кадастровых отношений составляют настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

1. Часть утратила силу с 1 января 2017 года — Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ.

2. Документы государственного земельного кадастра являются федеральной собственностью, хранение данных документов и внесение содержащихся в них сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

2_1. Технические паспорта, оценочная и иная хранившаяся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-техническая документация об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационные книги, реестры, копии правоустанавливающих документов и тому подобное) являются собственностью субъекта Российской Федерации.

Хранение технических паспортов, оценочной и иной хранившейся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного) относится к полномочиям соответствующего субъекта Российской Федерации.

2_2. Постоянное хранение и использование указанных в части 2_1 настоящей статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного) осуществляются в установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации порядке.

2_3. Постоянное хранение указанных в части 2_1 настоящей статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного) может осуществляться органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, учреждением либо организацией, заключившими с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор хранения указанных в части 2_1 настоящей статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2_4. Организации, осуществляющие хранение указанных в части 2_1 настоящей статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного), совместно с органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации до 1 октября 2016 года проводят инвентаризацию технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного) и передают их в организации, осуществляющие постоянное хранение указанных в настоящей части технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного), с подписанными актами приема-передачи.

2_5. Ответственность за сохранность указанных в части 2_1 настоящей статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного) несет руководитель органа, учреждения либо организации, осуществляющих их хранение в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком.

2_6. Сведения, содержащиеся в указанных в части 2_1 настоящей статьи технических паспортах, оценочной и иной документации (регистрационных книгах, реестрах, копиях правоустанавливающих документов и тому подобном), являются общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом.

2_7. Порядок предоставления копий указанных в части 2_1 настоящей статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, правоустанавливающих документов и тому подобного) и содержащихся в них сведений устанавливается органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

За предоставление копий указанных в части 2_1 настоящей статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, правоустанавливающих документов и тому подобного) и содержащихся в них сведений взимается плата, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации.

Предлагаем ознакомиться  Закон о необходимой обороне

Размеры такой платы, порядок ее взимания и возврата устанавливаются органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Максимальные размеры платы за предоставление копий указанных в части 2_1 настоящей статьи технических паспортов, оценочной и иной документации (регистрационных книг, реестров, правоустанавливающих документов и тому подобного) и содержащихся в них сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

1) по запросу органа регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня поступления такого запроса;

2) по запросу другого органа государственной власти или органа местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня поступления такого запроса.

3. Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

В срок до 1 января 2013 года органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Судебная практика

Относительно судебной практики стоит сказать, что граждане обращаются в суд в следующих ситуациях. Когда данные, которые использовались для кадастровой оценки, были некорректными или рыночная стоимость оказалась ниже, чем утвержденная кадастровая. Подтверждено, что больше чем половина граждан, которые обращаются с подобными вопросами в суд, добиваются своего, то есть стоимость все же пересматривают. Это, естественно, ведет к тому, что граждане получают снижение суммы налога, который надо уплатить.

Что же до № 28-ФЗ, то судебная практика, связанная с ним, регулировалась рядом писем, приказов и постановлений. Они исходили и от Минэкономразвития, и от Минюста, и от Минфина, и от Правительства РФ, и от иных уполномоченных инстанций. Когда это был еще действующий закон, эти документы регулировали все, что касалось судебной практики, связанной с этим законом.

Теперь, в связи с рядом нововведений в этом году, в суд будут обращаться и по восстановлению прав на распоряжение участком, ведь если не проведены все необходимые процедуры, участок будет считаться ничейным и перейдет к государству. О чем его настоящий хозяин может узнать последним, когда решит, например, совершить продажу.

Взаимодействие с другими нормами

28 ФЗ о государственном земельном кадастре взаимодействовал и с другими законами и нормами. Несмотря на то что на смену ему пришли другие, они также продолжают это взаимодействие. Это неизбежно, поскольку каждый закон, так или иначе, связан с другими.

С ним связано сразу несколько законов, в том числе и действующих на текущий момент. Это, например, ФЗ № 218 или № 221, который был принят в 2007 году. Последний несколько раз подвергался изменениям, и некоторые его статьи на данный момент утратили силу, но они до сих пор регулируют все вопросы, связанные с земельным кадастром.

Так, говоря о взаимодействии, нельзя не вспомнить еще раз о том, что его действие регулировалось рядом постановлений, о которых уже говорилось.

Важные нюансы

Пожалуй, самым важным нюансом будет то, что этот закон уже несколько раз видоизменялся. Например, № 28-ФЗ уже не имеет значения. Он утратил силу, и на смену ему пришли другие. Так, № 218-ФЗ все еще действует, хотя и подвергся редакции не один раз. В нем содержатся значительные нововведения на текущий момент. Так что все эти изменения вполне оправданы.

действует не действует регулируют
№ 218-ФЗ

№ 221-ФЗ

№ 28-ФЗ Работу земельного кадастра, порядок постановки участка и недвижимости на учет в нем, соответствующий учет

Довольно важный нюанс, кроме прочего, это ответ на вопрос, что же нового в законе о земельном кадастре на сегодняшний день. С 01.01.2018 власти решили сократить количество участков, которое до сих пор не зарегистрированы. Планируется четко установить уже имеющиеся границы, то есть необходимо всем владельцам участков, которые не размежеваны, срочно установить месторасположение границ своих владений.

В противном случае владельцы лишаются прав распоряжаться своей землей. Тем, кто ставил землю на учет до 2008 года, также необходимо это сделать, ведь тогда процедура межевания была необязательной. Это необходимо знать не только лицам, которые собираются заняться своей землей, но и тем, кто давно забыл, что у него есть еще бабушкин дачный участок. Если последний ничего не предпримет, то участок его бабушки вот-вот станет не его бабушки, а государства.

Заключение

Что же мы имеем в итоге? В итоге имеется недействующий на текущий момент закон и, по крайней мере, два действующих, которые отлично его заменяют. Также налицо факт необходимости изменений. Несколько раз менялся № 28-ФЗ, причем редактировался и он сам, и добавлялись постановления и приказы, которые связаны с ним.

После изменения касались уже следующих законов. Если № 221-ФЗ частично уже не действует, отдельные статьи утратили силу, а значит, его несколько раз редактировали, то № 218-ФЗ сейчас полностью действует, хотя в него и вносят изменения с завидной регулярностью. Также в итоге видно, что, по здравому размышлению, перемены в земельном законодательстве идут по большей части на пользу, а не во вред.

Оцените статью
Правознавство
Adblock detector